Если честно, класса до 6-го мне было всегда как-то фиолетово до музыки. Читать – да, очень любил и тот же «Хоббит» был осилен классе в четвертом.
До сих пор с неким содроганием вспоминаю пытку «уроками по специальности». Только сольфеджио, хоровое пение, да факультативное «фоно» как-то скрашивали ту реальность.
Долгое время не мог понять, как у отца-гитариста вполне известной в масштабе страны рок-группы тех лет, сын мог оказаться так на долго дистанциирован от музыки в широком смысле этого слова.
Но чудо произошло. Музыка таки пришла в мою жизнь, а благодаря моему преподавателю литературы Андрею Геннадьевичу Успенскому, я стал не только жадным слушателем, но и «комнатным исполнителем», да и последующие почти 10 лет работы на радио породили привычку наполнять каждый день, действие своим собственным саундтреком с диким буйством стилей и направлений.
Не мудрено, но дети волей не волей у меня выросли под музыку. Сначала это были David Guetta – Falling to pieces и Lana Del Rey – Blue Jeans, вперемешку c «Ошеломленным» от старичков из AC/DC. Дома, в машине – музыка всегда шла с нами в ногу. А одни из любимых игрушек, дозволенных дочерям с первых месяцев жизни – точная реплика Фендеровского «Стратокастера» и еще две акустических гитары (одна из которых – все тот же пресловутый «Fender»).
Из личного опыта и наблюдения, как появляется и меняется восприятие музыки с младенчества, я отметил следующее.
На первом месте всегда будет стоять гармония и ритм. И с первых же месяцев юный новожитель сразу и точно даст вам понять «качает» тот или иной трек или же «нет».
Наблюдение второе – вся эта штука про «Розовый шум», плюшевые зайки с музыкальным блоком, в который забиты «колыбельные» мелодии… Это чушь. Да, кому-то из детей это на самом деле понравиться (см. выше про «качает»). Но вы сами слушали минут 10 подряд то, что доносится из утробы «Зайки баю-байки»?? Не могу отвечать за детскую психику, но взрослую таким точно можно сломать запросто. Особенно с учетом качества всторенной акустики в кролика и какофоничностью звучания из-за этого. Про «генераторы шумов» вообще молчу – как маркетолог могу рассказать много о том, каким образом такие чудесные товары появляются на рынке))
Наблюдение третье. Дети не понимают слов песен. Первые годы жизни особенно. А потом (лет с трех) таки начинают понимать. Поэтому, если сначала просто нужно следить за тем, чтобы «ритм был в тему» (не нужно того же Дэвида перед сном включать), и мелодия была «приятна уху». То потом – баста! В смысле все треки Басты лучше убрать, сжечь записи Монатиков и прочих отечественных музыкальных покемонов. Не верите? Попробуйте. Потом будете сами отвечать, что такое «пьяный без ума», почему «тело помнит твои пальцы», и что «ветер плачет за окном» не потому что ему налили всего одну рюмку. Этого словесного срама ребенок и сам нахватается потом. А вот приучая его с раннего детства формировать адекватный музыкальный вкус – это да! Очень поможет в подростковом периоде более быстро «слезать» с «творений современников».
И да, если Чайковский вам таки зашел – не надо до 6 лет ребенка держать на жесткой классике. Поверьте – после такого любой альбом Сережи Жукова покажется райской роскошью звуков и ритмов. И вот тогда точно – бунтарское время вам будет обеспечено. Если при этом вы еще додумаетесь сохранять свое родительское давление.
Помните, вы – в первую очередь некий старший друг для ребенка. Если вы считаете себя всезнающим родителем, уверенным в своей правоте – перепроверьте точно ли это так? Разбираетесь ли вы в том, чем «Холодный» кошелек криптовалюты отличается от «Горячего», в каком из них безопаснее хранить Биткойны, а в каком – проще?